Парку грузовых вагонов необходима единая система управления | Новости компании ТрансСервисТорг

Грузоперевозки по трассе М-11

узнать подробнее

Парку грузовых вагонов необходима единая система управления

Парку грузовых вагонов необходима единая система управления

   Постепенное преобразование вагонного парка в приватный на протяжении всего «пространства 1520» влечет за собой решение железнодорожными администрациями новых задач, которые напрямую связаны с созданием единой системы управления парком грузовых вагонов. Такого мнения придерживаются участники VII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520».

   «Пространство 1520» — наиболее интегрированный железнодорожный комплекс в мире. По словам Михаила Дмитриева - президента Центра стратегических разработок, более 500 тыс. км составляет протяженность железнодорожных путей на Евразийском континенте, из них линий с шириной колеи 1520 мм — около 153 тыс. км; ежегодно здесь перевозится до 7-ми млрд тонн различных грузов (из них 2,2 млрд — на «пространстве 1520») и 13 млрд пассажиров (из которых по колее шириной 1520 мм — около 2 млрд).

   По имеющимся данным, железнодорожный транспорт, объединенный широкой колеей, в наше время востребован, но очень мало. По мнению М. Дмитриева, только в следствие создание Россией, Беларусью и Казахстаном Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза (ТС) с 2012 года возрастет совокупный ВВП стран-участниц не менее чем на 2,5 %. А так же сама возможность присоединения к данному Союзу Украины за период до 2030 года увеличит ВВП четырех стран на $1,1 трлн.

Грузоперевозки.jpg Но в настоящее время на «пространстве 1520» отмечается значительное увеличение проблем, связанных с развитием инфраструктур и управления их эксплуатацией, а также проблем, связанных с формированием современных сервисов, увеличивающих способность конкурировать с другими видами транспорта и на глобальном рынке, и во внутриконтинентальных сообщениях.

   В ходе проведения реформ в сфере железнодорожного транспорта отмечается быстрый рост объемов грузоперевозки в межгосударственном сообщении с участием компаний-собственников подвижного состава. По показателям 2011 года приватный парк большую часть грузовой работы на «пространстве 1520» выполнил. По словам председателя дирекции Совета по железнодорожному транспорту СНГ Петра Кучеренко, «В данный момент более 2785 собственников подвижного состава работает на территориях стран колеи шириной 1520 мм, вот они и выполняют порядка 78-ми % всех грузовых перевозок и доставки грузов.

   В связи с вышесказанным, основными задачами по формированию новой модели рынка международных грузовых железнодорожных перевозок на «пространстве 1520» в настоящее время являются:

  • обеспечение устойчивого функционирования рынка грузоперевозок;
  • повышение эффективности использования вагонного парка;
  • снижение нагрузки на инфраструктуру железных дорог;
  • снижение совокупных затрат грузовладельцев.

   По мнению специалистов ВГК, для достижения вышеуказанных целей необходимо:

- формирование новой регулируемой модели рынка железнодорожных грузоперевозок, которая будет учитывать преобладание приватного парка и появление института операторов подвижного состава;

- создание новой эффективной технологии управления парком вагонов на пространстве Содружества, при которой доминирующей составляющей будут приватные вагоны;

- совершенствование и синхронизация тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок.

   По мнению В. Евдокименко - генерального директора ОАО «Вторая грузовая компания», формирование новой модели сейчас во многом зависит от законодательной базы и нормирования деятельности нового участника рынка , к тому же профессионального — оператора подвижного состава (с чем, например, в России до сих пор возникают большие проблемы). А для того, чтобы создать эффективную технологию управления необходимо:

  1. Чтобы существующая технология работы железнодорожных администраций адаптировалась к сегодняшним условиям существования.
  2. Через механизм задействования приватных вагонов в Единой системе управления и использования парка грузовых вагонов воссоздать общий, например, за счет привлечения вагонов на хороших условиях — не ниже рыночной ставки аренды.

   Без решения выше поставленных задач функционирование единой системы управления будет непривлекательно для собственников вагонов и невыгодно в экономическом плане для железнодорожных администраций.

   Касаемо решения проблемы предложения наиболее привлекательной цены сдачи вагона в привлеченный парк даже в рамках одной только сети РЖД, российские операторы не польстились на предложенные им чуть более 1 тыс. рублей за вагон в сутки. Но по последним данным, в России уже сейчас запущена в разработку новая технология работы на сети, которая подразумевает смену временной схемы обслуживания владельцев грузов вагонами привлеченного парка вагонов.

   На совещании в Минтрансе России ОАО «РЖД» в мае был представлен проект концепции единого технологического процесса железнодорожных грузоперевозок, подготовленный в рамках решения вопроса внедрения новой технологии управления парком вагонов в условиях увеличения численности операторов и отсутствия инвентарного парка.

   У российских операторов уже появились некоторые замечания к выдвинутой на обсуждение РЖД схеме. По словам Дмитрия Королева - исполнительного директора НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», внедрение и разработку данного документа необходимо перевести из статуса внутреннего документа РЖД в статус документа межведомственного масштаба, в котором будет предусматриваться обязательный допуск и участие в его разработке операторского сообщества и владельцев грузов, так ка у последних тоже есть некоторые предложения касаемо пересмотра принципов календарного планирования.

   К сожалению, к современным условиям адаптироваться существующим технологиям управления парками вагонов железнодорожных администраций «пространства 1520» будет очень трудно и времени остается все меньше. В случае неуспешной адаптации, к проблеме неэффективного перемещения приватных вагонов может добавиться еще одна. С 1-го января 2015 года Россия, Беларусь и Казахстан должны будут обеспечить доступ перевозчикам всех трех стран к услугам своих железнодорожных инфраструктур.

   Интеграция железнодорожных пространств из необходимости становится реальностью, и поэтому решать проблемы придется оперативно и вместе, а ведь с данными проблемами сейчас сталкивается каждая страна, тогда и железнодорожные перевозки грузов станут более востребованными и качественными.

Оформить заявку